Налог на электромобили в России 2024 (и все льготы): парковки, транспортный налог, растаможка и платная дорога
На этой странице редакция “GT-NEWS” собрала все льготы которые доступны для электромобилей в России.
Если, коротко, то вот основные:
- Не нужно платить транспортный налог в Москве (и во многих регионах)
- Бесплатная парковка в Москве (и во многих городах, например, в Краснодаре)
- Не нужно платить за ряд платных дорог, например, М-4 «Дон» и М-11 «Нева
Налог в России на электромобили в 2024 году
Сегодня от уплаты транспортного налога освобождаются владельцы электромобилей, зарегистрированных в отдельных субъектах России. В 2022 году их число достигло 35-ти, а в 2023-ем – снизилось до 20-ти.
И если в Москве данная льгота действует до конца 2024 года, то, например, на Кубани организации и физлица освобождены от уплаты налога на электромобили с мощностью двигателей до 150 л. с.
Руководители субъектов имеют возможность вводить льготы: так, в Татарстане собираются отменить транспортный налог на электрокары с 2024 по 2029 гг., а после обязать владельцев таких машин платить 50% налоговой ставки.
При этом в Республике Крым нулевая ставка налога действует до 31 декабря 2023 года и пока не продлевается, в Хабаровском крае, Нижегородской и Свердловской областях действует 50-процентная скидка, а в некоторых других областях налог начинает взиматься в случаях, когда мощность двигателя превышает 150 или 200 л. с.
Таким образом, налог на электромобили в 2024 году всецело зависит от региональных властей, которые вольны, как вводить послабления, так и их отменять.
Важно отметить, что Минэкономразвития рекомендует регионам предоставлять льготы, а в некоторые субъекты отправляются четкие распоряжения об организации для электромобилей зон бесплатной парковки с зарядными станциями «медленного» типа.
Бесплатная парковка для электромобилей в Москве в 2024 году
В ряде российских регионов владельцу электромобиля предлагаются бонусы в виде бесплатного парковочного места или бесплатной подзарядки. Образцом в этом отношении становится Москва, и стоит ожидать, что опыт столицы со временем будет перенят многими другими крупными, а затем и небольшими городами страны.
Первая электрозарядная станция в самом большом мегаполисе России появилась в 2015 году. Сейчас их около 400, и число продолжает увеличиваться.
Зарядные терминалы, находящиеся на территории Москвы, принадлежат разным организациям – Мосэнерго, МОЭСК (Россети), МГТС, «Энергия Москвы».
Все они предлагают возможность бесплатной «электрозаправки». Для этого необходимо оформить специальные клиентские карточки, а для пользования станциями «Энергия Москвы» следует скачать мобильное приложение («Московский транспорт»).
При этом для бесплатного использования доступны и «медленные» и «быстрые» терминалы, а пользоваться ими могут также владельцы последовательных гибридов, которые приравниваются к электромобилям. Другим типам гибридов тоже можно бесплатно подзарядиться, но на них не распространяется льгота, касающаяся бесплатной стоянки.
Парковка, за которую не придется платить – это отличный бонус, который в Москве предоставляется любому электрокару на любой муниципальной стоянке в любой тарифной зоне.
Бесплатно парковать свои электрические транспортные средства можно и на специально оборудованных зарядными станциями стоянках, принадлежащих «Энергии Москвы».
К слову, такая возможность в российской столице предоставляется собственникам электрических машин уже много лет, причем пользоваться ею можно без оформления каких-либо карточек и пропусков.
Как определить бесплатную парковку для электромобилей?
Фото: Мобильный репортер/ АГН “Москва”
Если вы желаете бесплатно припарковать свой электрокар на месте, предназначенном исключительно для «электричек» и plug-in-гибридов, вам останется найти знак «Место стоянки» (6.4) с дополнительной информационной табличкой (8.4.3.1), означающей электромобили и гибридные авто, подзаряжающиеся от внешнего источника.
Встречаются и другие обозначения и таблички, указывающие на место стоянки электрического транспортного средства, в том числе в виде специальной дорожной разметки.
На таких парковочных местах имеют право находиться только вышеупомянутые автомобили. Если там окажется авто с ДВС или не подзаряжаемый гибрид, его владельцу грозит эвакуация на машины на штрафстоянку и штрафное взыскание в размере 3000 рублей.
Какие еще есть льготы для электромобилей в России в 2024 году?
Тем, кто не только ратует за экологию, но и ищет в приобретении электрического автомобиля финансовые плюсы, важно знать, что экономия на уплате транспортного налога может оказаться не единственной.
Прежде всего, начиная с 1 января 2023 года, в России предоставляются субсидии на покупку новых электромобилей. Государство готово возместить 25% стоимости машины, но не более 625 тысяч рублей.
Обязательное условие – транспортное средство должно быть собрано на территории страны, т. е. прямо сейчас это электрическая гамма моделей Evolute и Москвич 3e. Еще одна льгота касается проезда по платным дорогам, и она позволяет сэкономить тем, кому приходится часто ездить по федеральным трассам.
Платные дороги и электромобили
1 марта 2023 года федеральные власти запустили эксперимент, в котором предложили поучаствовать владельцам электрических транспортных средств. Для них ввели правило бесплатного проезда по федеральным платным автодорогам: М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева», М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань, Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД).
Согласно условиям, эксперимент будет длиться до 31 декабря 2023 года (после возможно его продление), электрокар должен быть оформлен на физлицо, на машине должен стоять транспондер T-pass, а сам электромобиль не должен принадлежать к категории такси, каршеринга или прочей коммерческой техники.
Желающим поучаствовать в эксперименте необходимо обратиться в ООО «Автодор – Платные дороги», предъявить документы на машину и транспондер, который заблаговременно нужно купить или арендовать. Каких-либо ограничений на количество бесплатных поездок на время проведения эксперимента не вводится.
Растаможка электромобилей в 2024 году
Новый электровнедорожник Tesla Cybertruck
Чтобы привезти электромобиль из-за границы, сегодня необходимо уплатить таможенный сбор, ввозную таможенную пошлину, акциз, НДС и утилизационный сбор. Все это формирует т.н совокупный таможенный платеж, где:
- Таможенный сбор – размер зависит от декларируемой стоимости ввозимого автомобиля. Например, если авто обошлось покупателю в 2,7-4,2 млн. рублей, то таможенный сбор составит 12000 рублей, а если в 4,2-5,5 млн. рублей, то в 15500 рублей
- Ввозная таможенная пошлина – в случае с электрокарами она составляет 15% от декларируемой стоимости транспортного средства
- Акциз – размер зависит от мощности электродвигателя. Например, до 67,5 кВт (90 л.с.) это 0 рублей, от 67,5 кВт (90 л.с.) до 112,5 кВт (150 л.с.) это 55 рублей за каждые 0,75 кВт (1 л.с.), от 112,5 кВт (150 л.с.) до 150 кВт (200 л.с.) это 531 рубля за каждые 0,75 кВт (1 л.с.) и т. д.
- НДС – 20% от суммы таможенного сбора, ввозной пошлины и акциза.
- Утилизационный сбор – используется коэффициент, который применяется к базовой ставке, равной 20000 рублей.
Авто, ввозимое для личного пользования: возрастом 0-3 года – коэффициент 0,17 или 3400 руб., возрастом более 3 лет – 0,26 или 5200 руб. Авто, ввозимое не для личного пользования: возрастом 0-3 года – коэффициент 1,63 или 32600 руб., возрастом более 3 лет – 6,10 или 122000 руб.
Если электромобиль ввозится юридическим лицом, действуют ставки утилизационного сбора как для машины, ввозимой не для личного пользования.
Так ли выгоден электромобиль?
Количество электрических автомобилей на российских автодорогах растет, а значит, все больше людей понимает выгоду от владения таким транспортом.
Какие плюсы имеют электрокары и есть ли минусы? Список преимуществ нельзя назвать длинным, но для каждого нового автолюбителя, собирающегося пересесть на «зеленую» машину, он является достаточным для принятия решения:
- Экологичность. В развитых странах экологии уделяют огромное внимание, и пример Норвегии более чем показателен. К слову, в 2023 году это скандинавское государство оказалось на первом месте в топе индекса человеческого развития. Очень скоро по дорогам этой страны будет передвигаться только электрический транспорт. Норвежцы уверены, что негативное воздействие электромобилей на окружающую среду равно 0%, тогда как бензиновые и дизельные двигатели образуют на поверхности Земли т. н. «парниковый эффект». Но у этого утверждения есть и критики, указывающие, что 99% электроэнергии в мире вырабатывают ТЭС, ГЭС и АЭС. На тепловые электростанции приходится больше всего – порядка 64% объема генерации, а учитывая, что ТЭС работают на угле, мазуте и природном газе, они принадлежат к числу основных источников загрязнения атмосферы, почвы, водного бассейна, флоры и фауны в мире.
- Экономия на налогах, заправках и парковках. Сегодня власти стараются сделать многое, чтобы повысить привлекательность электрического транспорта в глазах рядовых граждан. В их силах отмена налогов либо предоставление солидных льгот, предложение бесплатных парковок и таких же бесплатных зарядных станций. В полной мере ощутить это могут жители Москвы, где соответствующая инфраструктура постоянно расширяется и модернизируется. Как результат, столичные владельцы электрокаров имеют возможность вовсе не тратиться ни на заправку, ни на парковку своих машин.
- Экономия на эксплуатации авто. Очевидно, что в пересчете на пройденные километры электрическая энергия обходится заметно дешевле бензина или дизельного топлива. Чтобы точно подсчитать экономию, необходимо использовать несколько вводных данных, включая километраж пробега, а также цены на топливо и электричество в зависимости от региона. Здесь же и характеристики электрокара, ведь и в этом сегменте есть экономичные машины и настоящие монстры с двигателями в 500 и более «лошадок». Тут и затраты на техническое обслуживание машины (замена масла в редукторе, тормозных колодок и т. д.) Однако понять порядок цифр можно на примере, который предлагают специалисты «Автостата». Они подсчитали, что при эксплуатации электрического седана Evolute i-Pro в течение пяти лет сэкономить по сравнению с бензиновым одноклассником удастся не менее 1 миллиона рублей.
Электрический грузовик Tesla Semi
Какие минусы есть у электромобиля? Их тоже немного, но для жителей некоторых регионов нашей страны они остаются определяющими:
- Инфраструктура. Несмотря на усилия государства, вне крупных городов с зарядными станциями дела обстоят плохо. Владельцу электрокара, отправляющемуся в дальнюю дорогу, необходимо заблаговременно изучить маршрут на предмет наличия зарядных станций. При этом у разных электрических автомобилей свой запас хода, в том числе обусловленный «старостью» батареи: где-то это всего 100 км., и тогда поездки на большие расстояния на электрокарах становятся просто невозможными. Если же ежедневный пробег авто небольшой, поездки проходят исключительно по городу, а машина заряжается дома «от розетки», то этот вариант исключает проблему неразвитой инфраструктуры.
- Стоимость электрокара. Автомобиль с электрическим двигателем обходится дороже транспортного средства аналогичного класса, но с ДВС под капотом. Этот минус не придется учитывать, если удастся воспользоваться государственной льготой. Однако нет никаких гарантий, что эти льготы будут действовать всегда, к тому же субсидия имеет максимальную планку (625000 руб.)
- Ресурс тяговой батареи. Специалисты утверждают, что при активной и, что немаловажно, правильной эксплуатации батареи электрокара она ежегодно теряет от 3 до 5 процентов своей емкости. И чем меньше размер аккумуляторной батареи, тем серьезнее потеря. Это важная информация для тех, кто посматривает в сторону покупки б/у авто, ведь замена накопителя выльется в кругленькую сумму. Например, абсолютно новая батарея на VW ID.4 емкостью 62 кВт*ч в 2023 году обойдется примерно в 8700 долларов США. Конечно, внимание можно обратить на рынок б/у аккумуляторов, но в отдельных случаях в зависимости от модели авто цена аккумулятора может достигать 20-24% стоимости самого электрокара.
- Плохо для экологии. Как бы это странно не звучало, но электромобили наносят вред экологии, а точнее их производство. Также вредно для экологии утилизация аккумуляторов, которых с каждым годом становится все больше.
Так стоит ли покупать электромобиль? Уже сейчас «зеленое» авто становится идеальным средством передвижения по городу, где есть инфраструктура или хотя бы доступ к «домашней розетке». Такие машины становятся все более доступными по цене, а с ростом их количества на дорогах неизбежно подешевеют и услуги их обслуживания и ремонта.
Также не нужно забывать об общемировых тенденциях и постепенном отказе ведущих автопроизводителей от выпуска машин с ДВС. А это значит, что однажды бензиновые и дизельные машины неизбежно окажутся раритетами, тогда как пользоваться «зеленой» техникой возможность есть уже сегодня!
Перспективы электромобилей
В 2025 году в Норвегии будут запрещены автомобили с двигателями внутреннего сгорания, а в Нидерландах уже не удастся купить новую машину с бензиновым или дизельным мотором. В 2030 году запрет на ДВС вводится в Германии, а в 2040-ом продавать технику, генерирующую вредные выбросы, запретят в Англии и во Франции. Еще один показательный факт: в 2025 году в Китае 80% всех производимых машин будут электрическими и, видя сегодня возможности автомобильной отрасли КНР, никаких сомнений в достижении ею этих целей не возникает. Как нет и доводов, которые бы оспаривали утверждение о том, что будущее – за электромобилями!
Электрокары в России
В июле 2017-го в российские ПДД были внесены поправки, которые ввели понятия «электромобиль» и «гибридный автомобиль». За январь-ноябрь того же года в РФ было официально поставлено на учет 82 транспортных средства с электрическими моторами, а к концу 2018-го их число выросло до 3 тысяч. Это были ввозимые в частном порядке Tesla и Nissan Leaf, тогда как официальные продажи электрокаров ограничивались ассортиментом, состоящим из BMW i3, Jaguar I-Pace, Renault Kangoo ZE и Twizy.
В марте 2020 года был дан толчок к развитию сегмента электромобилей: таможенные пошлины на ввоз таких машин обнулили, причем данная льгота затронула и юридических, и физических лиц. Результат – 31 декабря 2021 года Росстат отчитался о том, что в стране зарегистрировано 10836 электрокаров, а на рынке есть предложения от 14 различных брендов. В 2021-ом по всей стране было зарегистрировано 2254 сделки купли-продажи электрокаров, а в 2022-ом их было уже 2998. Тенденция роста продолжается и сегодня, причем в феврале 2023 года было зафиксировано, что электротранспорт занял 1% рынка продаж новых авто, т. е. каждое сотое купленное новое авто было электрическим.
По состоянию на июль 2023-го в России числилось 32,7 тысяч «зеленых» машин, но самые интересные изменения произошли с рейтингом популярности брендов. Tesla потеряла лидерство, уступив его марке Volkswagen, а после вовсе опустилась на третье место, так как сегодня вторым по популярности электрическим брендом в РФ является Evolute. Далее, начиная с четвертого места, идут Zeekr, Voyah, BYD, BMW, Hongqi, Audi и Moskvich. По маркам лидером числится Volkswagen ID.4, затем Evolute i-JOY и i-PRO, Tesla Model Y, Zeekr 001, Voyah Free, BYD Song, Tang и Han, BMW iX и i7, Hongqi E-HS9, Audi E-TRON и Moskvich 3e.
Источник: gt-news.ru
Добавить комментарий